Wednesday, January 9, 2019

с удивлением констатирует

Мендл был единственный еврей, который отважился открыть корчму и взять в аренду православную церковь[2] в далекой степной глуши, так близко к запорожцам, он даже наведывался в Сечь, на тот берег Днепра, где вольные казаки собирались на совет, чтобы выбрать гетмана или решить, а не повоевать ли с турками.

[2] Представление о том, что евреи брали в аренду церкви, не находит ни одного документального подтверждения.

- За веру отцов, Шалом Аш

короткая рецензия в lechaim.ru сообщает:
Парадоксально, но факт: в поисках строительного материала для своего романа Аш обращается даже к идеологическим противникам. Главный герой, корчмарь Мендл из Злочева, арендует православную церковь.

Комментатор с удивлением констатирует, что факты взятия евреями в аренду православных церквей, широко использовавшиеся в антиеврейской пропаганде, никакими документальными источниками не подтверждаются.
how very interesting

in the Jewish Virtual Library we find, though:
However, the Jews were frequently maligned. They were accused falsely of interfering in the affairs of Greek Orthodox (Pravoslav) churches in villages leased by them.
falsely accused in interfering, but leased seems to be undisputed

но вот тот же lechaim.ru пишет черным по белому:
...в погоне за прибылью польские помещики сдавали в аренду не только свои имения, но и расположенные в них православные церкви[2]

[2] См., напр.: Д. Клиер. Россия собирает своих евреев. Jerusalem: Gesharim; М.: Мосты культуры, 2000. Гл. 1 (http://www.pseudology.org/Jews_of_Russia/index.htm): «Разрушительное воздействие арендаторства на отношения крестьян с евреями усиливалось из-за аренды объектов неэкономического характера.

Так, польские дворяне-католики со спокойной совестью передавали евреям право взимать сборы за отправление в церквах православных религиозных обрядов – за крестины, свадьбы, похороны. Одним из традиционных образов устного народного творчества стала ненавистная фигура еврея-арендатора, сжимающего в руке ключи от церкви».
see John Klier

No comments: