"В 1922 году на одном из эмигрантских собраний был убит его отец, заслонивший собой П.Н.Милюкова от выстрела монархиста (по другим версиям – фашиста). Это поколебало религиозное чувство Владимира Набокова, а в дальнейшем он демонстративно подчеркивал свой атеизм, хотя многие страницы его прозы противоречат этому." - этот абзац кочует по сети без указания источника, к примеру: Надежда Коган, 100Top.ru, и т.д.
атеизм Набокова явно "не вписывается", как и атеизм Окуджавы. обоим приписывается религиозность, вопреки тому, что они сами о себе говорили. интересно, что два источника пытаются прояснить, какие же именно "многие страницы его прозы противоречат этому".
в обоих случаях ссылаются на одну и ту же фразу из "Письма в Россию": "всё пройдёт,всё пройдёт,но счастье моё останется,-в мокром отражении фонаря,в осторожном повороте каменных ступеней,спускающихся в чёрные воды канала,в улыбке танцуещей четы, во всём ,чем Бог окружает так щедро человеческое одиночество."
в одном из этих двух источников Набокову приписывается даже то, чего нет на самом деле: "В миниатюрах Набокова Бог возникает ... в финальных строках "Письма в Россию", где герой ощущает присутствие Бога во всем..."
а вот что пишет Омри Ронен: Наиболее последовательно Набоков демифологизирует самую универсальную и самую частную из традиционных мифологических тем: тему смерти. Убежденность в личном бессмертии начисто отделена в творческой мысли Набокова от всякой мифологической религиозности, от всех богов, including the big G."
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment