он встретил ее в прихожей, чуть наклонив набок голову, словно рассматривал какое-то неведомое ему насекомое... круги эти с каждым разом становились все уже и уже — паук, приближающийся к мухе...--Цыпкин Леонид, Лето в Бадене, Страница 1
следовало бы назвать пасквилем, если бы не было так изумительно написано. странно, что его на премию не выдвинули, куда там до него муратовым и алексиевич. впрочем, дают только живым.
это Леонид Борисович Цыпкин за "жидочков" гениально оттоптался на ФМД. на странице 1 "жидочков" встречается 5 (пять!) раз. ишь как его зацепило. ну не только за это, конечно. там в предисловии со слов "тема антисемитизма" более подробно объясняется.
вот как мы его за это:
<Достоевский>...хватающий высокопоставленных господ за фалды фрака или мундира, просящий выслушать, умоляющий, хитро рассчитывающий свои ходы, чтобы не продешевить, почти как те жидки,качество его прозы можно оценить хотя бы по длинному замечательно точному отрывку на странице 2 со слов в «Современнике» появилась заметка... и далее про Тургенева, Некрасова, Белинского....
...ах как, скрипя зубами, мечтал о таких победах автор и герой «Записок из подполья»
ну и дальше - почти до самого конца. вкус, слог, метафорический ряд у Цыпкина - безупречные. все эти плавания, воспоминания о кордегардии, вершины, треугольники, даже канкан... правда, про Солженицына и Сахарова и патлатых с длинными носами он съехал в пошлость и дешевку.
и вот на странице 4 Цыпкин добрался, наконец, до главного, рокового вопроса:
...и мне казалось до неправдоподобия странным, что человек, столь чувствительный в своих романах к страданиям людей, этот ревностный защитник униженных и оскорбленных, горячо и даже почти исступленно проповедующий право на существование каждой земной твари и поющий восторженный гимн каждому листочку и каждой травинке, — что человек этот не нашел ни одного слова в защиту или в оправдание людей, гонимых в течение нескольких тысяч лет, — неужели он был столь слеп? или, может быть, ослеплен ненавистью?описания Ленинграда, коммуналки, музея Достоевского и смерти - просто гениальны, без преувеличений.
...что, собственно, мне надо было здесь? — почему меня так странно привлекала и манила жизнь этого человека, презиравшего меня («заведомо», «зазнамо», как он любил выражаться) и мне подобных?
нет ответа.
Лето в Бадене полностью / Еврейский вопрос
более чем кстати попалось мне это Лето в Бадене почти сразу после Воспоминаний Анны Григорьевны
No comments:
Post a Comment