больше 160 комментариев, однако...
мне кажется, Ерофеева правильно сравнивать не с Достоевским, а с Гоголем, наверное? Достоевский, несомненно, обладал чувством юмора, да и сарказм ему был присущ (особенно когда речь шла о братьях-литераторах), но большей частью его надрыв и сентиментальность Ерофееву вовсе не близки.
Москва-Петушки - это сочетание безоглядного издевательства над всем и вся (не исключая религию и атеизм) в сочетании с экзистенциальным ужасом, переходящим в онтологический. советская власть ничем Ерофееву не виновата. Буковский писал в первой в мире стране победившего империализма - примерно то же самое. просто Ерофеев написал лучше.
к сожалению с Гоголем он полностью сравнения не выдерживает. просто потому что Гоголь - это и Невский проспект, и Вечера, и Нос, и Ревизор - Ерофеев ничего сравнимого с самим собой не написал. ну разве Записные книжки, если их подсократить основательно.
ну и кроме всего остального, Ерофеев - первый настоящий постмодернист в русской литературе. Москва-Петушки - это супер-книга, вторая производная.
сочетание лиричности, сарказма и абсолютной, кристальной трезвости - вот в чем заслуга Ерофеева.
как говорится, стоит взглянуть на вещи трезво - и сразу хочется выпить.
© vsopvs
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment